Блог заведующего детским садом № 103 ОАО "РЖД"

Перейти к содержимому

Главное меню

Профессиональное становление молодого педагога

Опубликовано в новости · 21/8/2017 00:18:27

   От того, как пройдет их адаптация молодых специалистов  в ДОУ, будет зависеть успех их профессионального становления: вырастут ли из начинающих педагогов мастера своего дела, новаторы и творцы.
     Адаптация (от лат. adapto – «приспособляю») – процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.
     Для начинающего педагога условия действительно меняются кардинально, особенно, по сравнению со студенческой жизнью. В жизни молодого специалиста одновременно появляются:

1. Дети – 25 личностей, творящих себя каждую минуту, а значит, чуть ли не каждый день что-то меняется в них.
2. Родители, многие из которых старше воспитателей-новичков и превосходят их по опыту общения с детьми. Они испытующе или даже с недоверием смотрят на нового воспитателя их ребенка: справится ли.
3. Коллеги-воспитатели, тоже более зрелые и опытные люди, приглядываются, и каждый в меру своей тактичности и профессионализма, учит и даже воспитывает новичка.
4. И, наконец, руководители ДОУ, которые стараются разобраться, что за человек пришел к ним работать.

   Часто бывает так, что опытные педагоги общаются с воспитателями-первогодками исключительно в поучающем тоне, регулярно указывают на ошибки и промахи, забывая показать, как надо действовать правильно.
    Адаптация – это всегда процесс двусторонний и нелегкий для всех участников. Зато это прекрасный шанс для опытных педагогов проявить свои педагогические таланты и передать мастерство молодым коллегам и возможность создания  творческой площадки для взаимного обучения и развития педагогического коллектива и помощи новым сотрудникам в профессиональной деятельности.
    В теории описывают всего две стратегии адаптации: пассивную и активную. И каждый человек, пришедший в новый коллектив, выбирает преимущественно одну или другую, в зависимости от своего характера, прошлого опыта и ситуации «Здесь и сейчас».

1. Пассивную стратегию часто выбирают люди с низкой самооценкой, неуверенные в своих способностях. Они стараются подчиняться требованиям среды, не предпринимают каких-либо активных действий и ожидают помощи со стороны даже в тех ситуациях, с которыми вполне могли бы справиться самостоятельно. Оказавшись в ситуации неуспеха, молодые педагоги испытывают чувство дискомфорта и неудовлетворенности, их неустойчивая самооценка падает еще ниже. Если у такого новичка есть мотивация работать с дошкольниками, то для успешной адаптации ему необходима постоянная, но ненавязчивая поддержка и помощь опытных коллег и администрации. И здесь уже Вы, уважаемые заведующие, можете проявить во всем блеске свое педагогическое мастерство и управленческий талант.
2. Активная стратегия адаптации проявляется в двух вариантах:

• Активно-конструктивный вариант адаптации предполагает осознанное включение во взаимодействие, в процессе которого происходит приспособление человека (на физиологическом и психологическом уровне) к новой для него профессиональной деятельности. Этот вариант характерен для людей, обладающих устойчивой положительной самооценкой, позитивным мировосприятием и желанием добиться высоких результатов в своем профессиональном развитии. Разумеется, это оптимальная стратегия, способствующая профессиональному становлению молодого специалиста.
• Активно-деструктивную стратегию выбирают выпускники, разочаровавшиеся в выбранной специальности уже во время учебы. Таких людей можно выявить уже в процессе глубокого собеседования перед поступлением на работу. Кроме того, эта стратегия свойственна людям амбициозным или имеющим низкий уровень профессионального самосознания. Такие новички почти сразу начинают противопоставлять себя окружающим, негативно реагировать на замечания и критику. Часто после ряда конфликтов с коллегами и родителями, этот вариант адаптации, а точнее, дезадаптации, заканчивается уходом из детского сада или даже из профессии.

Основные цели адаптации с точки зрения эффективной работы ДОУ

1. Одной из важных целей адаптации является снижение стартовых издержек. Что это означает? Очевидно, что начинающий воспитатель рабо¬тает менее эффективно, чем его более опытные коллеги. Поэтому его работа требу¬ет более высоких затрат: времени коллег, эмоциональных ресурсов всех участников адаптации новичка. Разработанная система поэтапной адаптации молодых педагогов сокращает эти стартовые издержки и позволяет новому воспитателю быстрее «встать на крыло».
2. Сокращение текучести кадров – это еще одна цель системной адаптации педагогического персонала. Ведь если начинающий педагог не сможет своевременно влиться в коллектив ДОУ или изберет активно-деструктивный вариант адаптации, то увольнение будет очень вероятным.
3. Начинающие педагоги должны взаимодействовать со многими людьми, возраст, опыт и статус которых превышает их собственный. Естественно, что они чувствуют себя неуверенно и испытывают высокий уровень тревожности. Системные и неформальные мероприятия по адаптации молодых педагогов помогут существенно уменьшить их тревожность и неуверенность.
4. Развитие у молодого педагога позитивного отношения к своей профессиональной деятельности, обретение им уверенности в своих силах, понимание перспектив его профессионального развития – это еще одна значимая цель адаптации, способствующая эффективной работе ДОУ.
5. Грамотно проведенный процесс адаптации также способствует формированию у молодых педагогов реализма в ожиданиях, что помогает их профессиональному становлению

( по материалам сайта Первая парта)



Bookmark and Share

Нет комментариев
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню